Уже несколько лет, когда мы изучаем биографию какого-нибудь писателя или поэта, мы делаем общую презентацию. Тридцать человек ищут информацию о писателе, размещают ее на слайде, рядом вставляют картинку и довольные идут отдыхать. А на уроке каждый рассказывает о литературном деятеле то, что налепил на слайд. Главное не повторятся.
Со временем интерес к общему творчеству пропал, следовательно, пропала эффективность данного метода. Выработалась схема выполнения задания, которая упрощала жизнь ученикам, но никак не помогала в учебном процессе. В 11 классе решили, что что-то пора менять.
Коллективным разумом выработали следующую идею:
- Делимся на группы (два-три человека),
- Выбираем писателя из списка (список попросили написать Елену Владимировну, ведь она знает, чье творчество мы будем изучать в течение учебного года)
- Готовим выступление:
- группа ищет информацию о писателе.
- готовит интересный материал.
- один из участников группы вживается в образ писателя, как мы делали это в Литературном кафе.
- На уроке рассказывает про писателя от первого лица, отвечает на каверзные вопросы одноклассников (каждый ученик должен подготовить один вопрос про каждого писателя).
Сегодня был первый опыт. Я и Константин готовили выступление про Александра Блока. Вместе составили маленькую презентацию, которая состоит только из картинок, подготовили текст для выступления, просмотрев десяток источников, и составили тест. Тест был простым, состоял из 9 вопросов с вариантами ответов. Десятый вопрос заключался в проверке внимательности учеников и определении их кругозора. Мы попросили перечислить произведения Блока, которые знают ребята. Было интересно наблюдать за классом, когда Костя, вжившись в образ Александра Александровича, рассказывал о нём. Все слушали, что-то переспрашивали, записывали какие-то даты, имена. Им было интересно, ведь это что-то новое и необычное, а еще, зная, что будет тест, ребята осознавали, что слушать внимательно просто необходимо.
О неудачах:
Не получилось сделать Костю внешне похожего на Блока, ибо поработать можно только над костюмом и прической. У парней стрижки короткие,так что там что-то сделать трудно. С Костюмом тоже не вышло.
Думаю, что было бы неплохо ещё украсить как-то доску иллюстрациями к произведениям, например.
Обсудили то, что нужно читать письма писателей, чтоб перенять манеру общения. Не только рассказывать о жизни писателя, но и рассказывать так, как он бы сам рассказал.
В целом все прошло хорошо. Костя очень волновался, выступать перед публикой вообще тяжело, а тут на его плечи пала такая ответственность. Но он молодец, справился.
Мне кажется, что такой метод обучения куда интереснее, чем обычное чтение параграфа или просмотр презентации.
Алессия, трижды спасибо.
ОтветитьУдалить1. За быстрый пост, ибо «дорога ложка к обеду».
2. За бесконечную бескорыстную помощь мне и всем одноклассникам.
3. За несгибаемость. Про 5«б» и твою решимость всё-таки стать учителем потом отдельно поговорим.
Костик, бесспорно, молодец. Я помню, как непросто ему было самовыражаться перед не очень знакомым классом в прошлом году.
И в пятницу чувствовала невероятную напряжённость и внутреннюю дрожь. Но Костик сумел её преодолеть. Знаю, как непросто первым выступать. Да, не ответил на каверзные вопросы одноклассников (вывод: материал надо глубже копать). Да, не слышал меня от волнения, когда пыталась вполголоса поправить неверные ударения в некоторых словах.
НО! Это очень мужской поступок: взять на себя самое трудное.
Давай подумаем ещё над одним вопросом. Как получить обратную связь от одноклассников? Пока это только твои наблюдения, хотелось бы коллективной рефлексии. ЧтО они увидели-поняли-почувствовали. Гуглоформа?
А когда это мы, интересно узнать, в разговоре про литературу параграф читали?
ОтветитьУдалитьБыло действительно интереснее, чем обычно, потому что было живо, как я люблю. Нашли где дружно посмеяться и прислушаться к интересным вещам. Ребята,спасибо !
ОтветитьУдалитьМы с Сашей следующие, страшно :)
Василиса, не бойся: я рядом.
ОтветитьУдалитьЕлена Владимировна, я пока думаю подождать отзывов здесь, а после Маяковского можно уже и гуглоформу делать с опросом. К тому времени, мне кажется, уже ясно будет, работает такая система обучения или нет.
ОтветитьУдалитьМы про Андреева читали параграф в учебнике. Конспект делали, помните?
Лесь,
ОтветитьУдалить«Вспомнила бабушка первый поцелуй!» Один раз вам учебники выдала на замещение — и это теперь впечатление на всю жизнь?
Алессия, если не схватить сейчас, то потом бессмысленно будет.
ОтветитьУдалитьПитерская революция - это не всегда плохо, как показывает практика))) Молодцы!
ОтветитьУдалитьИра, почти «бархатная».
ОтветитьУдалитьМолодцы! Очень взрослые решения и взрослые поступки. Возможно всё, если при этом я сам несу ответственность за то, что делаю. Вы — делаете и отвечаете за то, что делаете. Снимаю шляпу. Загуглоплюсю для своих.
ОтветитьУдалитьЯ тоже ученица 11 класса. И знаете, мне эта идея показалась очень интересной! Особенно, если учесть, что наша учитель по литературе любит устраивать уроки-концерты (это примерно как ваше литературное кафе), но мы никогда не вживались в роль писателя, хотя было бы интересно попробовать! Когда я прочитала по то что у ваших мальчиков нет того, кто бы мог походить на А. Блока, я сразу вспомнила своего одноклассника: он практически точная копия (по крайней мере по причёске). Я думаю, что стоит предложить этот вариант ребятам и учителю моего класса. Всё-таки 11 класс! Хочется, чтобы что-то яркое и запоминающееся осталось на долгие годы в нашей памяти. Огромное спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьТолько Василиса Ковалёва и её учитель обществознания способны ранним утром в воскресенье в далёком Челябинске интересоваться жизнью петербургских старшеклассников.
ОтветитьУдалитьВасилиса, расскажешь потом, чтО получилось?
Алессия, мы забыли сказать спасибо Оксане. «Незнакомка» в её исполнении стала мощным индуктором урока. Надо брать на вооружение (не эксплуатировать Оксану, конечно, а готовить заранее выступающих). В нашем случае хорошо, что так случилось. Но лучший экспромт — подготовленный.
ОтветитьУдалитьНастоящие молодцы! Поздравляю!
ОтветитьУдалитьПревосходная форма урока! Спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьПотрясающий урок, литературный и одновременно совершенно чёткий и прозрачный отчет, изумительный блог.
ОтветитьУдалитьПрочел пост. ЗдОрово! Так, конечно, запомнится больше и надолго.
ОтветитьУдалитьОчень интересно - спасибо!
ОтветитьУдалитьХорошая революция получилась!
ОтветитьУдалитьМолодцы!
Улыбнула "неудача": "Не получилось сделать Костю внешне похожего на Блока".
Уверена, что все одноклассники слушали внимательно и смогли отвтеить на каверзные вопросы ;)
Молодцы! Интересно, какой шаг следующий?
ОтветитьУдалитьнаверное было бы интересно делать видеозапись подобных уроков, а потом из накопленного материала сделать диск (или сайт?) выпускниками выпускникам и школе
ОтветитьУдалитьПапа Саша, спасибо за идею.
ОтветитьУдалитьДети мои, услышали?
Maria, спасибо. Надеюсь, что затея приживётся.
ОтветитьУдалитьВасилиса Ковалёва, поделись впечатлениями потом. Может вы что-нибудь ещё придумаете.
Цветана Спасова,большое спасибо. Мы старались.
Евгений Бикмаев, спасибо. Надеюсь, что такой метод обучения можно будет использовать и в классах младше.
Алла Сотникова, спасибо.
ОтветитьУдалитьНиколай, спасибо. Да, так действительно лучше запоминается.
Tatiana Alsace, первый урок в таком формате удался. Надеюсь, что эта идея не наскучит.
Ольга Пивненко, спасибо. Пока собираемся прорабатывать этот формат обучения. Затем выявим недочеты и устраним их. По мере освоения данного метода, может что-нибудь ещё придумаем. Если придумаем, то конечно напылим об этом тут.
Alexander Bondarenko, было бы великолепно. Но фиксирование наших затей - большая проблема. Загораемся, творим и только потом вспоминаем, что надо было фото сделать, видео записать. Слишком увлечены процессом.
Елена Владимировна, думаю, что нужно будет ближе к маю провести ещё одно мероприятие похожее на литературное кафе. Думаю, что уже не ограничиваясь Серебряным веком. Дать волю самовыражения. Пусть выберут поэтов, которые нравятся. Представьте, Александр Пушкин, Анна Ахматова и кто-то из наших современников сидят за одним столом, пьют чай и что-то обсуждают.
Это мероприятие снять на видео и смонтировать.