суббота, 22 ноября 2014 г.

Альтернатива презентациям, или Новый метод обучения.

Уже несколько лет, когда мы изучаем биографию какого-нибудь писателя или поэта, мы делаем общую презентацию. Тридцать человек ищут информацию о писателе, размещают ее на слайде, рядом вставляют картинку и довольные идут отдыхать. А на уроке каждый рассказывает о литературном деятеле то, что налепил на слайд. Главное не повторятся.
Со временем интерес к общему творчеству пропал, следовательно, пропала эффективность данного метода. Выработалась схема выполнения задания, которая упрощала жизнь ученикам, но никак не помогала в учебном процессе. В 11 классе решили, что что-то пора менять.
Коллективным разумом выработали следующую идею:
  1. Делимся на группы (два-три человека),
  2. Выбираем писателя из списка (список попросили написать Елену Владимировну, ведь она знает, чье творчество мы будем изучать в течение учебного года)
  3. Готовим выступление:
    1. группа ищет информацию о писателе.
    2. готовит интересный материал.
    3. один из участников группы вживается в образ писателя, как мы делали это в Литературном кафе.
    4. На уроке  рассказывает про писателя от первого лица, отвечает на каверзные вопросы одноклассников (каждый ученик должен подготовить один вопрос про каждого писателя).
В конце урока все пишут тест, состоящий из 10 вопросов, подготовленный той самой группой, которая выступала.
ĵ


Сегодня был первый опыт. Я и Константин готовили выступление про Александра Блока. Вместе составили маленькую презентацию, которая состоит только из картинок, подготовили текст для выступления, просмотрев десяток источников, и составили тест. Тест был простым, состоял из 9 вопросов с вариантами ответов. Десятый вопрос заключался в проверке внимательности учеников и определении их кругозора. Мы попросили перечислить произведения Блока, которые знают ребята. Было интересно наблюдать за классом, когда Костя, вжившись в образ Александра Александровича, рассказывал о нём. Все слушали, что-то переспрашивали, записывали какие-то даты, имена. Им было интересно, ведь это что-то новое и необычное, а еще, зная, что будет тест, ребята осознавали, что слушать внимательно просто необходимо. 

О неудачах:
Не получилось сделать Костю внешне похожего на Блока, ибо поработать можно только над костюмом и прической. У парней стрижки короткие,так что там что-то сделать трудно. С Костюмом тоже не вышло.
Думаю, что было бы неплохо ещё украсить как-то доску иллюстрациями к произведениям, например.
Обсудили то, что нужно читать письма писателей, чтоб перенять манеру общения. Не только рассказывать о жизни писателя, но и рассказывать так, как он бы сам рассказал.
В целом все прошло хорошо. Костя очень волновался, выступать перед публикой вообще тяжело, а тут на его плечи пала такая ответственность. Но он молодец, справился.

Мне кажется, что такой метод обучения куда интереснее, чем обычное чтение параграфа или просмотр презентации.

24 комментария:

  1. Алессия, трижды спасибо.
    1. За быстрый пост, ибо «дорога ложка к обеду».
    2. За бесконечную бескорыстную помощь мне и всем одноклассникам.
    3. За несгибаемость. Про 5«б» и твою решимость всё-таки стать учителем потом отдельно поговорим.

    Костик, бесспорно, молодец. Я помню, как непросто ему было самовыражаться перед не очень знакомым классом в прошлом году.

    И в пятницу чувствовала невероятную напряжённость и внутреннюю дрожь. Но Костик сумел её преодолеть. Знаю, как непросто первым выступать. Да, не ответил на каверзные вопросы одноклассников (вывод: материал надо глубже копать). Да, не слышал меня от волнения, когда пыталась вполголоса поправить неверные ударения в некоторых словах.

    НО! Это очень мужской поступок: взять на себя самое трудное.

    Давай подумаем ещё над одним вопросом. Как получить обратную связь от одноклассников? Пока это только твои наблюдения, хотелось бы коллективной рефлексии. ЧтО они увидели-поняли-почувствовали. Гуглоформа?

    ОтветитьУдалить
  2. А когда это мы, интересно узнать, в разговоре про литературу параграф читали?

    ОтветитьУдалить
  3. Было действительно интереснее, чем обычно, потому что было живо, как я люблю. Нашли где дружно посмеяться и прислушаться к интересным вещам. Ребята,спасибо !
    Мы с Сашей следующие, страшно :)

    ОтветитьУдалить
  4. Елена Владимировна, я пока думаю подождать отзывов здесь, а после Маяковского можно уже и гуглоформу делать с опросом. К тому времени, мне кажется, уже ясно будет, работает такая система обучения или нет.
    Мы про Андреева читали параграф в учебнике. Конспект делали, помните?

    ОтветитьУдалить
  5. Лесь,

    «Вспомнила бабушка первый поцелуй!» Один раз вам учебники выдала на замещение — и это теперь впечатление на всю жизнь?

    ОтветитьУдалить
  6. Алессия, если не схватить сейчас, то потом бессмысленно будет.

    ОтветитьУдалить
  7. Питерская революция - это не всегда плохо, как показывает практика))) Молодцы!

    ОтветитьУдалить
  8. Молодцы! Очень взрослые решения и взрослые поступки. Возможно всё, если при этом я сам несу ответственность за то, что делаю. Вы — делаете и отвечаете за то, что делаете. Снимаю шляпу. Загуглоплюсю для своих.

    ОтветитьУдалить
  9. Я тоже ученица 11 класса. И знаете, мне эта идея показалась очень интересной! Особенно, если учесть, что наша учитель по литературе любит устраивать уроки-концерты (это примерно как ваше литературное кафе), но мы никогда не вживались в роль писателя, хотя было бы интересно попробовать! Когда я прочитала по то что у ваших мальчиков нет того, кто бы мог походить на А. Блока, я сразу вспомнила своего одноклассника: он практически точная копия (по крайней мере по причёске). Я думаю, что стоит предложить этот вариант ребятам и учителю моего класса. Всё-таки 11 класс! Хочется, чтобы что-то яркое и запоминающееся осталось на долгие годы в нашей памяти. Огромное спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
  10. Только Василиса Ковалёва и её учитель обществознания способны ранним утром в воскресенье в далёком Челябинске интересоваться жизнью петербургских старшеклассников.

    Василиса, расскажешь потом, чтО получилось?

    ОтветитьУдалить
  11. Алессия, мы забыли сказать спасибо Оксане. «Незнакомка» в её исполнении стала мощным индуктором урока. Надо брать на вооружение (не эксплуатировать Оксану, конечно, а готовить заранее выступающих). В нашем случае хорошо, что так случилось. Но лучший экспромт — подготовленный.

    ОтветитьУдалить
  12. Превосходная форма урока! Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
  13. Потрясающий урок, литературный и одновременно совершенно чёткий и прозрачный отчет, изумительный блог.

    ОтветитьУдалить
  14. Прочел пост. ЗдОрово! Так, конечно, запомнится больше и надолго.

    ОтветитьУдалить
  15. Хорошая революция получилась!
    Молодцы!
    Улыбнула "неудача": "Не получилось сделать Костю внешне похожего на Блока".
    Уверена, что все одноклассники слушали внимательно и смогли отвтеить на каверзные вопросы ;)

    ОтветитьУдалить
  16. Молодцы! Интересно, какой шаг следующий?

    ОтветитьУдалить
  17. наверное было бы интересно делать видеозапись подобных уроков, а потом из накопленного материала сделать диск (или сайт?) выпускниками выпускникам и школе

    ОтветитьУдалить
  18. Папа Саша, спасибо за идею.

    Дети мои, услышали?

    ОтветитьУдалить
  19. Maria, спасибо. Надеюсь, что затея приживётся.

    Василиса Ковалёва, поделись впечатлениями потом. Может вы что-нибудь ещё придумаете.

    Цветана Спасова,большое спасибо. Мы старались.

    Евгений Бикмаев, спасибо. Надеюсь, что такой метод обучения можно будет использовать и в классах младше.

    ОтветитьУдалить
  20. Алла Сотникова, спасибо.

    Николай, спасибо. Да, так действительно лучше запоминается.

    Tatiana Alsace, первый урок в таком формате удался. Надеюсь, что эта идея не наскучит.

    Ольга Пивненко, спасибо. Пока собираемся прорабатывать этот формат обучения. Затем выявим недочеты и устраним их. По мере освоения данного метода, может что-нибудь ещё придумаем. Если придумаем, то конечно напылим об этом тут.

    Alexander Bondarenko, было бы великолепно. Но фиксирование наших затей - большая проблема. Загораемся, творим и только потом вспоминаем, что надо было фото сделать, видео записать. Слишком увлечены процессом.

    Елена Владимировна, думаю, что нужно будет ближе к маю провести ещё одно мероприятие похожее на литературное кафе. Думаю, что уже не ограничиваясь Серебряным веком. Дать волю самовыражения. Пусть выберут поэтов, которые нравятся. Представьте, Александр Пушкин, Анна Ахматова и кто-то из наших современников сидят за одним столом, пьют чай и что-то обсуждают.
    Это мероприятие снять на видео и смонтировать.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...